ОРБИСЫ, ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

Меня давно интересовал вопрос — что происходит в карте человека, когда он вдруг — а это всегда происходит «вдруг» — понимает то, чего раньше не понимал? Ведь это всегда событие, причем на каузальном или даже буддхиальном плане весьма значительное — а карта-то не изменяется! Обычно в этой связи говорят о прогрессии или транзите. Да, наверняка в прогрессивной или транзитной карте найдется и момент времени и характер события — но что-то меня здесь, в этом объяснении, не устраивало.

Мне в этом объяснении, явно недоставало свободы, личного участия. Какое же это, с позволения сказать, «понимание», если в нем не проявилась моя воля!
(Джон Годолфин Беннет — ученик Гурджиева, автор фундаментального труда по оккультной философии, четырехтомной «Драматической вселенной» — вообще считает, что понимание, как и любовь — это аспект воли. К этим вещам невозможно принудить человека никаким внешним образом. А тем более аспектом в проективной карте, имеющей довольно косвенное отношение к моему внутреннему миру).
Участвуя в групповых и индивидуальных психотерапевтических сессиях в технике гештальта и, как наблюдая со стороны, так и переживая изнутри это состояние, я снова столкнулся с проблемой. Я чувствовал, что «понимание» сильно изменяет мое мироощущение — хотя бы на время. Причем изменяет таким образом, как если бы изменилась карта. Но ведь натальная карта — одна на всю жизнь — это азы астрологии! Все события, изменения, вообще все, связанное со временем, приходит из проективных карт!
Или нет?
А что, если все-таки нет, если натальная карта — не есть нечто неизменное? Это может, например, означать, что у человека не одна натальная карта, а несколько. И тогда вопрос свободы воли из философской сферы получает очень конкретное дополнение, которое на языке астрологии звучит так: какая карта у меня сейчас?
Именно эти поиски, размышления привели к появлению данной работы.
Из самых общих соображений можно предположить два пути, на которых есть надежда отыскать эту «колоду» натальных карт. Один путь исходит из того, что человек рождается не одномоментно. Рождение такой сложной сущности, как человек, происходит, так сказать, в несколько этапов. Каждый из них — рождение, каждому соответствует своя натальная карта. Эти карты отличаются одна от другой куспидами домов — если моменты, отмечающие важные точки процесса рождения, не очень разнесены во времени — или еще и другими астрологическими элементами — если разнесены достаточно далеко. Свобода человека здесь в том, что он волен выбрать ту или иную карту из этого набора.
Другой путь исходит из того, что человек свободен в выборе — замечать или не замечать различные проявления внутреннего и внешнего мира и связи между ними, или воспринимать их избирательно. Астрологически это — аспекты. Есть аспект или нет его, при данном расположении пары планет, зависит от орбиса. Таким образом, орбисы определяют аспектную картину. Мы пойдем этим, другим путем.
Орбисы — какие они?
В этой работе я обосновываю следующее утверждение: у каждого человека не одна, а две натальные карты. Эти две карты отличаются аспектной картиной. Различие возникает от того, что у каждой карты свой набор орбисов. В любой момент времени актуальна, и описывает реальность ее владельца только одна из этих карт, а другая в этот момент не действует.
А теперь — к делу.
Начнем с основного определения.
Орбис — это наибольшее отклонение угла между двумя планетами от точного значения аспекта, при котором аспект еще существует.
От каких условий, параметров зависит орбис? На этот счет у астрологов есть несколько мнений. Вот некоторые из них:
Орбис зависит от аспекта. Например, у соединения, оппозиции, тригона — один, у квадрата, секстиля — другой, у миноров — третий.
Орбис зависит от планеты. В частности, у светил (Солнца, Луны) — один, у остальных планет — другой, у вычисляемых точек — третий.
Орбис зависит от вида карты в целом: у карты, изобилующей точными аспектами, орбис меньше, чем у других карт.
Орбис зависит от уровня развития человека. Если человек личностно растет, меняются и орбисы.
Этот последний подход для нас наиболее интересен — карта меняется в течение жизни, отслеживая динамику уровня сознания. Остальное, как говорится, дело техники, в данном случае — семантики. Концепция подвижных орбисов и будет предметом нашего рассмотрения.
Так вот — происходит парадоксальная, на первый взгляд, вещь! В астрологическом сообществе сосуществуют две диаметрально противоположные точки зрения на то — как именно меняется орбис. Согласно одной точке зрения, с повышением личностного уровня человека орбис увеличивается. Согласно другой — с личностным ростом орбис уменьшается. Рассмотрим эти две точки зрения подробнее.
Первая точка зрения. С возрастанием уровня развития человека орбисы увеличиваются. Как это проявляется в жизни? Человек «раньше» обнаруживает проявление аспекта. Понятно, что в натальной карте могут появиться еще какие-то аспекты, которых раньше не было, так как теперь новые пары планет попадают в допуск. В любой проективной карте — в транзите, прогрессиях, возвращении – человек раньше начинает и позже заканчивает чувствовать влияние аспекта. Прежде он в такой планетной ситуации аспекта не замечал (еще или уже), а теперь, сделав шаг по духовному пути, он его замечает. Иначе говоря, с продвижением по духовному пути у него возрастает чувствительность, появляется реакция на «меньшие дозы» аспекта.
Вторая точка зрения. С возрастанием уровня развития человека его личные орбисы уменьшаются. А это как выглядит в жизни? Теперь, сделав шаг по духовному пути, человек обнаруживает, что аспект его не задевает, а прежде, при старом орбисе, аспект бы уже проявился — и человек бы как-то отреагировал. В натальной карте могут исчезнуть некоторые аспекты. Сторонники этой точки зрения обычно считают, что с возрастанием уровня развития человека не только уменьшаются его орбисы, но и возрастает роль минорных аспектов. Следовательно, одни аспекты исчезают, зато другие — минорные — могут появиться. У человека как бы возрастает избирательность, способность различать, замечать малые изменения. Еще бы — в том интервале пространства карты, где раньше был один мажорный аспект, теперь может появиться несколько минорных — и все разные! При этом человек находится «вне зоны постоянного влияния» проективных планет больше времени, чем это было с ним прежде. Он становится свободнее от аспектного принуждения.
На первый взгляд — или на взгляд человека, далекого от оккультизма, — верной может быть, самое большее, одна из этих двух точек зрения. Практика, однако, показывает, что все не так просто. Дела обстоят гораздо интереснее.
Во-первых, сторонники каждой точки зрения утверждают, что их работа с собственной картой и практика консультирования демонстрирует подтверждение их правоты. Скептически настроенный читатель возразит здесь — если исследователь получает на практике подтверждение любимой теории, то это может, конечно, говорить о правильности теории, но может свидетельствовать и о сильной, всепоглощающей любви к ней. А любовь слепа! Иногда даже — зла!
Но есть и во-вторых. Существуют, ведь, и в самом деле, люди, чья чувствительность — в том числе и к аспектам — увеличивается с возрастом, и, зачастую, в ущерб тонкости различения нюансов. Люди становятся, как бы, более ранимы — их травмирует любое малое воздействие. И, напротив, есть люди, явно выходящие с возрастом из-под влияния аспектов, об этом пишут многие астрологи. Важно отметить, что у людей этой группы снижен уровень реагентности — они как бы «глуховаты», не откликаются на малые воздействия, но зато сохраняют способность различать нюансы даже «в грохоте боя», при высоком уровне помех, умеют «не терять деревьев за лесом».
Здесь я хочу вспомнить Николая Каллерта. В течение шести лет я часто общался с этим замечательным человеком и многому учился у него. Так вот именно это удивительное качество производило на меня сильнейшее впечатление — сочетание глуховатости во второстепенных мелочах с умением не упускать никаких нюансов в важных вопросах.
Другой пример — на этот раз из своей жизни. У меня очень острое обоняние — я чувствую некоторые запахи даже через стену. Но различать нюансы мало-мальски интенсивных запахов я не могу. Когда сила запаха превышает некоторый, причем не очень высокий, предел — мне все равно, чем пахнет, потому что всегда возникает ощущение травмы, удара. А вот слух у меня не очень острый — тихих звуков я вообще не слышу. Но — музыкальный. И со звуками отношения у меня куда более дифференцированные. Какая бы ни была громкость — я с ними разберусь.
Этим примером я иллюстрирую такую мысль: существуют два типа восприятия - чувствительность, (реакция на малое воздействие), и различительность, (реакция на малое изменение воздействия).
По направлению к астрологии.
Чтобы грамотно провести астрологический анализ любой ситуации, закономерности, надо, прежде всего, описать ее на языке астрологии. Как же выглядят на астрологическом языке эти две точки зрения?
Когда мы говорим об орбисах, мы — явно или неявно — предполагаем, что речь идет о так называемом «влиянии» планет на человека. Предполагается, что космос и человек соотносятся так, что утверждающим, активным полюсом является космос, а человек — объект воздействия, пассивный, воспринимающий полюс этой диады.
Подобный подход — не единственно возможный и, на мой взгляд, не самый лучший. Но, когда речь идет об орбисах, этот подход уместен. Итак, примем точку зрения, согласно которой космос влияет на человека. При этом характер влияния определяется типом аспекта, а сила влияния зависит от точности аспекта. Поскольку, как мы решили, человек — воспринимающий участник процесса, то свой вклад в результат взаимодействия он может внести, воспринимая это воздействие так или иначе. Чтобы отразить на языке астрологии тот факт, что сосуществуют две точки зрения на динамику орбисов, следует говорить о двух типах восприятия.
И здесь кроется подсказка. Ведь с восприятием у нас, «прогрессивных астрологов», ассоциируются два планетных принципа — Луна и Венера. Невольно приходит мысль — не соответствуют ли вышеупомянутые два типа восприятия этим двум планетам?
Чувствительность, реагентность, ранимость — ключевые слова из лунного набора. Избирательность, способность к предпочтению, выбору, различению — ключи Венеры.
С этого места и далее мы находимся в астрологическом смысловом пространстве.
Исходная гипотеза была такой: оба варианта изменения орбисов верны, но для разных людей. Существуют, так сказать, «фавориты Луны» и «фавориты Венеры». У «лунников» орбисы увеличиваются с их личностным ростом, а у «венериков» — уменьшаются.
Проверить гипотезу можно так: проследить изменения в проявлении и реагировании у нативусов, относительно которых нет сомнений в их типе восприятия — с сильной акцентуацией Луны или Венеры — за длительный период времени.
Именно это и было сделано. Результат таков: да, тенденция в изменении орбисов за большой срок, интегрально, подтверждает гипотезу, но у всех «подопытных» время от времени происходят исключения из их собственных правил: у «лунников» иногда бывает венерианское восприятие, у «венериков» — лунное. То есть, речь идет не о типе человека, а о типе состояния.
В доработанном виде гипотеза звучит так: любой человек с точки зрения его восприятия может находиться в одном из двух состояний: назовем их, например, состояние «Луна» и состояние «Венера». Каждому состоянию соответствует свой орбисный набор. Если происходят настолько серьезные подвижки в психике, что изменяется личностный уровень человека, то изменятся и его орбисы. Но как именно они изменятся — будут они увеличиваться или уменьшаться, — зависит от того, какой орбисный набор сейчас активен, какое сейчас состояние — лунное или венерианское. Шаг вперед в состоянии «Луна» приводит к увеличению орбисов. Шаг вперед в состоянии «Венера» — к их уменьшению.
Теоретически из вышеизложенного следует, что если у нативуса в карте выделена каким-либо образом Луна — например, Солнце в Раке, Луна «в ручке корзины», или она — управитель стеллиума, или иным образом претендует на статус ведущей планеты — то, естественно, владелец такой карты чаще будет в состоянии «Луна», чем в состоянии «Венера», и, при условии, что он «личностно растет» — а как это проверить? — его орбисы будут иметь тенденцию увеличиваться. А при выделенной Венере тенденция будет противоположной.
Когда Н.Каллерт пишет о том, что люди, идущие по духовному пути, постепенно выходят из-под влияния аспектов, он, согласно сказанному, описывает людей с выделенной Венерой. (Вопрос «с оплаченным ответом» — почему Каллерт не пишет о людях с выделенной Луной? Может быть, следует посмотреть на его натальную карту, какая там расстановка акцентов?).
Диагностика.
Приходилось ли вам попадать в ситуации, когда внешний мир ранит, травмирует вас, причем внезапно, так, что вы осознаете себя уже травмированным? Резкий до дурноты запах, яркая вспышка света, грубый окрик во время еды... А моменты высокой ответственности, когда от вас многое зависит в мире, когда вы с ним «на равных» — вам знакомы? Если да, то эти диагностические замечания покажутся вам естественными.
Нативус в состоянии «Луна» служит демонстрацией чувствительности и ранимости. Он склонен описывать свои состояния как сильные, яркие и однозначные, а события — как радикально меняющие ситуацию. В оценках ситуаций склонен к полярным мнениям, легко переходит от одной крайности к другой, но избегает промежуточных оценок, анализа ситуации. Он погружен в свои эмоции и отождествлен с ними. Характерна фиксация на чувстве обиды, даже вразрез со смыслом (надо ехать, времени мало, а тут дождь, как назло, зарядил. Обидно, черт возьми!).
Нативус в состоянии «Венера» отстранен от себя и от окружающих. Он как бы держит дистанцию от себя и своего состояния, в его текстах видна двойственность Весов (и седьмого дома). Он внимателен к деталям, держит в поле зрения несколько точек зрения (с одной стороны, во-первых, во-вторых, но с другой...). Характерна фиксация на чувстве собственной вины и тоже, может быть, невпопад (опять-таки, дождь не вовремя зарядил, а ведь из-за меня. Что-то я не то сделал...).
Практика.
Пришел к астрологу клиент. Естественно, с проблемой — иначе он бы не пришел. Первое, что астролог может сделать — выяснить, в каком состоянии клиент сейчас. Затем, глядя на карту, астролог может предположить, что произойдет с проблемой и ее клиентом (именно в таком порядке), когда астролог начнет с ним работать.
Я говорю о работе с клиентом не в вульгарно астрологическом смысле, когда астролог сообщает клиенту «все, что он о нем думает» на основании его натальной карты. Нет, я имею в виду работу с клиентом в технике, например, гештальттерапии, когда клиент, пытаясь сформулировать свою заявку, барахтается и варится в проблеме, а я, задавая вопросы, якобы «некстати» вспоминая разные, на самом деле, тщательно подобранные байки, пытаюсь сдвинуть его — «точку сборки», что-ли — таким образом, чтобы он увидел свою ситуацию по-новому. Когда гештальт завершится, сдвинется «точка сборки клиента» — это всегда шаг. Что будет дальше? Его орбисы либо возрастут, либо уменьшатся. Аспектная картина слегка изменится. В первом приближении видны четыре варианта изменения: появление или исчезновение гармоничного или напряженного аспекта. Здесь следует остановиться подробнее.
Если у клиента в натальной карте появится квадрат (он — в состоянии «Луна») или исчезнет трин (он — в состоянии «Венера»), то, очень может быть, я приму решение не доводить гештальт до завершения. Да он и сам не пойдет на продолжение работы, (например, выдаст протестную реакцию), так как с какого-то момента психическая травма ощущается им, как чрезмерная. Но есть и другой путь — попытаться изменить его состояние. Если в новом, изменившемся состоянии клиент при подвижке получит трин, которого не было, или потеряет квадрат, который был, — все в порядке, можно работать. В случае удачи клиент получит не только решение проблемы, но и в подарок — поддержку от высших сил, чтобы выжить после этого. И это не шутка — решение проблемы — само по себе дело психологически нелегкое и поддержка лишней не будет. Итак, мы перед выбором одного из двух вариантов — либо работаем (или не работаем) с клиентом в том состоянии, в котором он к нам пришел, либо меняем его состояние и, если это удастся, работаем с ним в новом состоянии. Я говорю «если удастся», потому что техник перевода из одного состояния в другое у меня нет. Пока здесь лишь общие предположения и несколько конкретных рецептов. Например, «накормить, напоить, спать уложить» переводит из состояния «Венеры» в состояние «Луны». А «метакоммуникативная позиция» — один из существенных признаков состояния «Венеры».
Крайности сходятся, или Далеко ль от Луны до Венеры?
Казалось бы, тенденции изменения карты и, соответственно, влияние космоса на человека в двух состояниях противоположны. Но рассмотрим подробнее, что происходит в крайнем, предельном развитии этих тенденций.
При лунном типе восприятия орбисы, возрастая, со временем перекроют всю карту, и, в пределе, каждая планета будет в аспекте, (и не в одном), с любой другой планетой. Это значит, что нативус чувствителен настолько, что одновременно и остро воспринимает все многообразие мира - «и дольней лозы прозябанье, и гад морских подводный ход». Как ясно из цитаты, речь идет о «пророческом» состоянии.
При венерианском типе восприятия актуально работающими становятся с течением времени все большее число минорных аспектов. В пределе, любому расстоянию соответствует какой-либо минор. Иными словами, каждая планета тоже окажется в аспекте с любой другой планетой.
Но на этот раз нет двух одинаковых аспектов, все — разные. Мы видим, что и в этом случае нативус воспринимает все многообразие мира одновременно. Но характер этой полифонии, конечно же, совершенно другой. В этом восприятии меньше остроты, но больше нюансов. И это тоже «пророческое» состояние.
В астрологии принято считать, что Нептун — высшая, божественная октава открытости миру, необусловленного принятия его — что и называют словом "любовь". И, в этом смысле, он соответствует высшей форме проявления как принципа Луны, так и принципа Венеры. Предлагаемая концепция орбисов подтверждает, что до неба не доходят не только стены между религиями, не только границы между людьми. До неба не достают, (а как-то стираются, исчезают по дороге) и различия между способами восприятия окружающего мира и осознания себя в нем. Там, в вышине, (хотелось бы мне иметь основания сказать «здесь, в вышине») две эти крайности сходятся таким же образом, как две ипостаси земной любви — казалось бы, противоположные и несовместимые — сливаются воедино в ее высшей, божественной октаве.
За пределами астрологии.
В связи с представлением о грехе в мировых религиях возникает вопрос — какими могут быть последствия совершенного греха? Одна из точек зрения (она подробно описана в христианских источниках) состоит в том, что «наказанием» за грех является потеря нравственной ориентации в той области, где был допущен этот неверный шаг. Предлагаемый подход к концепции орбисов описывает механизм, согласно которому это происходит.
Если человек в состоянии «Луна» деградирует, то есть, делает неверный шаг, его чувствительность упадет — он перестанет чувствовать то, что чувствовал ранее. В состоянии «Венера» — он перестанет различать вполне определенные нюансы. Иначе говоря, в обоих случаях человек теряет из виду ориентиры в той сфере, где совершен грех.
Что делает отец, мать, любящий учитель, если любимое чадо, ученик — ошибается? Он не наказывает его, он лишь «снижает планку», ставит ему более простую задачу. Ведь если ребенок неверно решает задачу, значит, он до нее не дорос — надо, следовательно, не наказывать его, а ввести поправку и в дальнейшем ставить ему задачу по силам.
В терминах нашей теории орбисов это означает, что его орбисы изменятся таким образом, что теперь, в новом состоянии, он будет готов к решению более простых задач. Точнее говоря, теперь он будет считать задачами более очевидные вещи. А то, что он считал задачей раньше, теперь он, скорее всего, даже не заметит. Решив правильно более простую задачу, он изменит орбисы в своей натальной карте так, что сможет заметить более сложную. Будет ли это возросшая чувствительность или избирательность, зависит от того, в каком состоянии будет сделан правильный шаг. Может оказаться, что замеченная им, новая для него, более сложная задача будет совсем не та, на которой он «сорвался» в прошлый раз.
Каждый раз входишь в другую реку.
Дыхание Космоса или Пульс натальной карты.
Как же выглядит истинная натальная карта? Что считать орбисами для ее построения, орбисами «на каждый день»?
Не думаю, что на поставленный таким образом вопрос возможен вразумительный ответ. Можно, конечно, говорить о неких «средних» орбисах, но к серьезным событиям и вопросам конкретного клиента они имеют такое же отношение, как «среднебольничная температура» к состоянию конкретного больного в данный момент.
Я представляю себе это так: небольшие колебания орбисов происходят постоянно, в такт дыханию или сердцебиению. На вдохе человек иначе взаимодействует с космосом, чем на выдохе, а фаза систолы способствует не тому же типу восприятия, что фаза диастолы. «Сердце сжимается» в одних случаях, а широта души проявляется в других. Более серьезные изменения орбисов происходят реже. С одной стороны, «сытое брюхо к учению глухо», но «голодной куме», с другой стороны, тоже приходится сталкиваться с назойливыми интеллектуальными проблемами. Для радикальных подвижек, таких, как «инсайты», «озарения» и «просветления» орбис должен измениться очень сильно, и происходят подобные изменения совсем редко, но, может быть, и в них есть свой внутренний ритм.
Вырисовывается, таким образом, весьма прихотливая картина динамики орбисов, как результата взаимодействия ритмов макро- и микрокосмоса в каждый момент времени. И, что мне кажется очень важным, главную роль в этом процессе играет личная воля микрокосмоса. Космос дышит, он живой, и человек — тоже живой, и живет он в живом космосе, отзываясь на его пульсации не пассивно, не законосообразно и не предсказуемо, как сложное резонаторное устройство, а как живая и своевольная сущность, от которой многое зависит!
Обсуждение.
Вопрос: Можно ли в проективной карте — транзите или прогрессии — найти указания на то — в каком состоянии нативус в данный момент?
Ответ: Надеюсь, что нет. Конечно, из всего вышесказанного видно, что акцентуация Луны в транзите склоняет нас к лунному типу восприятия и т. д., но — не знаю, заметили ли вы, что такое изыскивание в карте даже необходимых условий события (не говоря уж о достаточных) похоже на бегство от свободы, когда событие, о котором идет речь, это ситуация внутреннего мира, состояние, в котором делается (или не делается) экзистенциальный выбор. Скажу больше. Ни из чего не видно, что происходит раньше — изменение орбисов или принятие решения. Я считал, что сначала происходит выбор, но, может быть, следует сделать уступку традиционному подходу. А может быть, не следует...
В. Если в карте клиента не выделены ни Луна, ни Венера, и в диалоге он не проявляет определенно обиду или вину — что делать?
О. Что выделено в карте — нас не волнует, когда клиент уже здесь. В данный момент времени он либо в состоянии «Луна», либо в состоянии «Венера».
В. А разве он не может чувствовать одновременно и обиду и вину?
О. В предлагаемой концепции утверждается, что не может, это исключено. Может происходить быстрая смена состояний, лихорадочная внутренняя суета, «чередование субличностей», как сказал бы гештальт-терапевт или последователь Асаджиоли. Кроме того, клиент может описывать свою обиду в терминах вины, или наоборот, но это уже наш с вами профессионализм — отличить семантику от прагматики в той «лапше», которую клиент «вешает нам на уши». Здесь возникает другой вопрос — в каком из этих двух состояний нахожусь «я», астролог, и на какие ключевые слова в монологе клиента я буду реагировать? Слышу ли я клиента? Какими ключевыми словами я стану пользоваться в своих интервенциях — из лексикона Луны или из лексикона Венеры? Очевидна аналогия с трудностями коммуникации в связи с понятием о репрезентативных системах в нейролингвистическом программировании — как договориться визуалу с кинестетиком и т. д.
В. А если в карте у астролога выделена Венера, а в карте у клиента Луна — как им понять друг друга?
О. Скорее всего, они недолго будут вместе. Но вы затронули важный аспект теории — и тему, которая дает возможность ее косвенной проверки, — подтверждения или опровержения. Естественно ожидать, что астрологи с выделенной Венерой будут придерживаться венерианской теории орбисов, а астрологи с выделенной Луной — соответственно, лунной. Это ожидание подтверждается — посмотрите натальные карты российских астрологов и орбисы, которыми они пользуются. Клиенты тоже, видимо, будут группироваться «по созвучию». Во всяком случае, постоянным клиентом станет «свой», с преобладанием такого же типа восприятия — и астролог, по всем правилам статистики, получит «подтверждение» своей теории орбисов. Ведь, как добросовестный исследователь, статистический анализ он проведет среди своих постоянных, а не случайных клиентов, то есть, среди клиентов с таким же типом восприятия. Вот если бы он учел и случайных клиентов, он имел бы шанс заметить свое влияние на процесс. (Напрашивается аналогия с принципиально неконтролируемым влиянием измерения на состояние объекта в квантовой механике.) Но тогда бы его собственная теория орбисов перестала быть такой трогательно простой.
В. Вы употребляете выражения «личностный рост» и «духовный путь» в таком контексте, как если бы это было одно и то же. Вы действительно так считаете?
О. «Личностный рост» и «духовный путь» – это, конечно, разные вещи. Более того, продвижение по одному из них не всегда сопровождается продвижением по другому в ту же сторону. Но, тем не менее, критерии того, как связан характер продвижения по этим путям с состоянием человека, с типом его восприятия, одни и те же. Я поясню на примере метафоры из Гурджиева. Гурджиев сравнивает человека с повозкой, на которой сидит возница и в которую запряжена лошадь. Так вот, в этой метафоре развитие лошади – это личностный рост, а развитие возницы – духовный путь.
В символике этой метафоры мое утверждение о критериях означает, что у лошади и возницы одна и та же натальная карта.
В. А какая карта у повозки? И как она развивается?
О. Вопрос, конечно, интересный. Карта у повозки – та же самая, более того, в качестве данных для расчета этой, общей для всех, карты, как правило, берут момент перерезания пуповины у «повозки». Возможно, просто потому, что момент этого события легко зафиксировать. Как она развивается, я не знаю. Но, наверняка, в изучении динамики развития тела, телесной культуры, есть возможность применить астрологию и, если это сделать, может оказаться, что моя концепция орбисов там тоже работает.
Опубликована: 5 июня 2012
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua