Затмения - двигатель жизни, вращающий колесо судьбы

Затмения являются небесным феноменом, в котором задействованы Солнце, Луна и Земля. По представлениям друидов, Солнце, Луна и Земля были неотъемлемыми друг от друга символами, и понять до конца каждый из них можно было только в его связи с остальными двумя. Друиды рассматривали все затмения, как изначально предопределенные возвращения возрождающей духовной энергии космоса.
Друиды верили, что «дриады» или духи символизирующих лунные месяцы деревьев были зачаты во время затмений Луны, происходивших в период Полнолуния.

Дриады представляли духовный идеал их творца, пришедший на землю в момент сотворения мира, с первыми лучами Солнца, в период зимнего солнцестояния, в форме различных божеств. Считалось, что по мере развития человечества, мириады жизней прошли через реинкарнацию. Солнце, опустившееся в таинственное царство Аннун, ежегодно возвращалось вместе с этим «развивающимся человечеством» и молодой Луной. Происходило это 24 декабря, в первый день кельтского солнечного года.
Солнечные затмения сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Так, в фундаментальном труде австрийского астронома Т.Оппольцера (1841-1886) «Канон затмений» содержатся данные о затмениях Солнца с 1207 г. до н.э. по 2163 г. н. э. Всего 8 000 солнечных затмений. Современный «Канон затмений», изданный в 1967 г., содержит условия 10 000 солнечных затмений.

Солнечные затмения повторяются через 18 лет 11 дней 7 часов 42 минуты (этот промежуток времени древнегреческие астрономы назвали саросом), но повторяются они в масштабе всей планеты. Наблюдатель же, находящийся в любом конкретном пункте Земли, никаких закономерностей в наступлении солнечных затмений не обнаружит. Во-первых, полоса следующего солнечного затмения (спустя 18 лет 11,32 суток) сдвигается почти на 120 градусов к западу, а затмение наступает почти на 8 часов позднее. Во-вторых, эта полоса несколько смещается в направлении от южного полюса Земли к северному. Возобновление цикла происходит только через 1244,1 года.

Затмения Солнца, причины которых объяснить не могли, вызывали у людей суеверный ужас. Как сообщает Геродот, знаменитый Саламинский морской бой у южного побережья Греции между греческим и персидским флотами произошел в день полного затмения Солнца – 2 октября 480 г. до н.э. Клеомброт, сын спартанского царя, охранял пролив, чтобы помешать переправе персидских войск. Затмение произошло в тот самый момент, когда он приносил жертву богам. Потрясенный Клеомброт снял охрану с пролива и увел спартанские войска. Вскоре после этого события он умер.

С солнечным затмением 3 августа 431 г. до н.э. совпало начало Пелопонесаской войны между Афинами и Спартой. А солнечное затмение 310 г. до н.э. будто бы «возвестило» победу правителю Сиракуз Агафоклу над Карфагеном.

В русских летописях солнечное затмение 21 мая 1091 г., по мнению летописцев, предзнаменовало смерть Всеволода I Ярославича. Затмение 23 января 1115 г. – смерть Олега Святославовича. В 1236 г. солнечное затмение «оказалось» предвестием «пленения земли христианской от безбожных измаелит», так как произошло всего за полгода до трагической битвы русских с татарами при реке Сити.

Самым интересным затмением Солнца, из описанных в русских летописях, было затмение 1185 г. Это затмение связано с судьбой князя Игоря Святославовича, о нем упоминается и в знаменитом «Слове о полку Игореве»: «Тогда Игорь воззре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты. И рече Игорь к дружине своей: «Братие и дружино! Луце ж бы потяту быти, неже полонену быти! А всядем, братие, на свои борзыя комони, да позрим синего Дону!» Спала князю на ум похоть, и жалость ему знамение заступи искусити Дону великаго». Итак, по «Слову о полку Игореве», затмение Солнца было как бы поводом объявить поход на половцев. На самом деле это поэтическая вольность: как видно из Ипатьевской летописи, где под годом 1185-м описан поход Игоря, он выехал из Новгород-Северского еще до затмения. Около реки Донца к нему присоединились союзники и уже собирались переходить реку, как вдруг Игорь, «воззрев на небо и виде солнце стояще яко месяц, и рече боярам и дружине своей: «Видите ж, что есть знамение се?» Они же узревше и видиши вси и поникоша главами и рекоша мужи: «Княже! се есть не на добро знамение се». Игорь же рече: «Братие и дружино! Тайны Божия никто не весть, а знамению творец Бог и всему миру своему; а нам что сотворит Бог, или на любо, или на наше зло, и то же нам видити»…». Таким образом, Игорь, в противоположность общепринятому мнению, пытался истолковать знамение как хорошее. Войска перешли реку, были разбиты, и Игорь попал в плен. Автор Ипатьевской летописи проводит мысль, что затмения Солнца приносят зло.

В Древнем Китае к затмениям относились очень трепетно. По сведениям одного из учеников Конфуция, 14 августа 524 г. до н.э. ожидалось солнечное затмение; по этому поводу императорский двор и сановники постились, не надевали парадных одежд и совершали жертвоприношения.

Затмение Луны связано с древневавилонским мифом, что каждый месяц продолжается наказание лунного бога за то, что он вместе с Инанной и своим сыном Шамашем восстал против власти верховного бога Ана – создателя Реки Жизни, контролирующего воды изначального Океана. Но Инанна предала восставших, и семь демонов великого Ана окружили и затмили Нанну. С тех пор три ночи каждого месяца Нанна проводит пленником, или гостем в мире подземном.
Еще в III в. до н.э. Берос, жрец вавилонского бога Бэла, высказал мнение, что лунные затмения происходят потому, что Луна поворачивается к Земле своей угасшей стороной. Эта угасшая сторона во многих религиозных представлениях связывалась с нарождением новой Луны, когда, согласно многим верованиям, луна удаляется на три дня в потусторонний мир.

В Китае считали, что во время затмения Луна борется с драконом и что, издавая различные звуки на музыкальных инструментах, можно испугать дракона. В Восточной Индии были уверены, что Солнце и Луна затмеваются, когда дракон с черными когтями закрывает ими светило, которое хочет схватить.

Лунные затмения видны более чем с полусферы Земли. С конкретного пункта Земли каждые четыре года можно наблюдать три лунных затмения, причем одно из них полное. Древние вавилоняне-халдеи считали, что Солнце (Шамаш) и Луна (Син) время от времени затмевают свой лик, очевидно желая этим подать людям весть о чем-то важном. Затмения в Древнем Вавилоне считались в высшей степени важными предзнаменованиями. Отношение к затмениям как к знамениям богов в Древнем Вавилоне было двойственное. Одни затмения истолковывались как счастливые, другие – как несчастливые. Значение придавалось каждой детали. Например, считалось: если Луна затмевается полностью, это служит знамением для всех стран; если она затмевается частично, то каждая из четырех сторон луны соответствует отдельной стране и значение предсказания в этом случае зависит от месяца, дня и часа наблюдения. В отчетах об одном лунном затмении говорится: «… затмение в утренний час означает болезнь… если затмение происходит в утренний час и бывает продолжительным, причем дует северный ветер – болезнь вернется в Аккад… Если затмение начнется на первой стороне и остановится на второй – в Эламе будет резня… Если затмение начнется и закончится на второй стороне, боги будут благосклонны к земле…». Особенно страшились полных затмений, а также тех, при которых тень ложилась на нижнюю часть диска Луны, отождествлявшуюся с Ассирией, или на западную, символизировавшую Вавилонию. Считалось, что такие затмения предвещают гибель царя. Поэтому астрологи немедленно извещали царя о всех предстоящих затмениях и как они протекали. В Древнем Китае к затмениям относились очень трепетно. Китайского императора Гуан У Ди (храмовое имя ханьского императора Лю Сю, 25-37 н.э.) затмение побудило пять дней не выходить из дома и издать указ: «Вид Солнца и Луны побуждает нас думать о том, что созрела необходимость исправить ошибки и недостатки и этим избежать несчастья, угрожающего нам с небес. Что касается меня самого, то я пребываю в крайнем страхе из-за содеянных мною преступлений». В трагедии Шекспира «Король Лир» граф Глостер говорит: «Вот они, эти недавние затмения, солнечное и лунное! Они не предвещают ничего хорошего. Что бы ни говорили об этом ученые, природа чувствует на себе их последствия. Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, и рушится семейная связь между родителями и детьми» («Король Лир», акт I, сцена 2).

Лунные затмения сопровождали человечество на протяжении всей его истории. Так, в фундаментальном труде австрийского астронома Т.Оппольцера (1841-1886) «Канон затмений» содержатся данные о затмениях Луны с 1207 г. до н.э. по 2163 г. н. э. Всего 5 000 лунных затмений. Современный «Канон затмений», изданный в 1967 г., содержит условия 6 000 лунных затмений.

Затмения Луны, причины которых объяснить не могли, вызывали у людей суеверный ужас. Греческая рукопись в XV в. н. э., посвященная политическому толкованию астрологии, сообщает: «Если Луна затемняется, падает гнев на всех людей. В городах будет голод, развяжутся кровопролитные войны, и сверхвеликий муж выступит против царя и скажет ему: «Я – царь!». Затем он попадет в руки царя». В конце III в. до н.э. вельты (галаты) во время малоазийских походов стали свидетелями полного лунного затмения. Испугавшись гнева богов, они отказались от дальнейших набегов на Малую Азию, считая затмение грозным предзнаменованием, ниспосланным богами. А вот в том же XV в. Христофор Колумб использовал лунное затмение в своих интересах и сыграл на суеверном отношении американских индейцев к этомe астрономическому явлению. Когда коренные жители Нового Света лишили его возможности доставать провизию, Колумб воспользовался лунным затмением. Зная, что по расчетам оно должно скоро произойти, он объявил дикарям, что, если они не доставят ему провизию, он лишит их света Луны. Индейцы презрели угрозу, но, увидев, что луна исчезает, тут же бросились за провизией.

В русских летописях подробно описано лунное затмение 1161 г. Сведения о лунных затмениях вообще-то скудны, вероятно потому, что они не производили на наших предков столь сильного впечатления, как солнечные. Но это затмение Луны связывалось тогдашними политиками с судьбой киевского князя Изяслава Давидовича, вступившего в Киев как раз в день затмения – 12 февраля. Потому-то и летописец останавливается на затмении очень подробно: «И посреде ея (Луны) яко два ратьная секушееся мечема, и одному ею яко кровь идеше из главы, а другому бело якы млеко точаще. Сему же рекоша старше людие: не благо есть сяково знамение, ее преобразует княжию смерть – еже и бысть». Эта запись была сделана год спустя, когда князь Изяслав был убит в сражении; тогда стали вспоминать, не было ли каких предзнаменований, и кровавый цвет затмившейся Луны – характерная подробность лунных затмений – сыграл главную роль в создании фантасмагории.

Как известно из легенды, смерть Иисуса Христа сопровождалась лунным затмением, что и породило веру в пришествие Спасителя. В древности культ Солнца и Луны связал эти два божественных небесных светила с представителями божества на земле – с царями и полководцами. Отсюда возникло поверье: если Солнцу или Луне угрожает затмение, то их представителям на земле угрожает опасность. Отсюда исходит и другое широко распространенное поверье: смерть или падение правителя должны совпадать с затмением. Такие поверья засвидетельствованы и многих народов древности: римлян, кельтов, китайцев, индийцев… Римская религия утверждала, например, что зачатие и смерть мифического основателя Рима – Ромула – совпадали с затмениями. О затмении в связи со смертью Ромула сообщает и Плутарх. Со временем поверье переросло в традицию, которая требовала, чтобы пророки и вожди умирали ко времени новолуния. Эта языческая традиция перешла к христианам. Примером тому могут служить библейские Моисей и Аарон и сестра Моисея – Мириам (Мария).

Лунные затмения происходят во время полнолуния, когда эмоции достигают кульминации и жаждут высвобождения. Создает ли это потерю ориентации или божественное озарение, зависит от вашей индивидуальной реакции. Однако, в любом случае вас ждут изменения.

Когда происходит солнечное затмение, промежуточным телом между Солнцем и Землей становится Луна, которая не дает солнечной энергии достичь Земли. Это происходит в новолуние, которое начинает месячный цикл. Сочетание солнечной и лунной энергии в этот период становится чрезвычайно интенсивным, и преобладает чувственная натура Луны. Это не самое лучшее время для начала важных дел и новых приобретений, которые требуют взвешенного, трезвого мышления. Лучше заняться чем-нибудь спокойным, например, подвести итоги, завершить дела, отдать долги. Ваша иммунная система и энергия находится на более низком уровне, чем обычно. Особенно внимательны будьте к любому алкоголю или лекарству.

Очень трудно людям, рожденным в затмение (легко понять, что солнечное затмение может произойти только в момент новолуния, а лунное – в полнолуние): все события цикла и даже жизни человека приобретают фатальное значение. Родившиеся вблизи затмений менее свободны в жизненном выборе, чем все остальные.
Опубликована: 10 декабря 2011
Copyright 2005 - 2014   Astrolog.zp.ua